И. К. Айвазовский. Буря на море.
Небольшое полотно «Буря на море» 1873 года повторяет один из любимых сюжетов Айвазовского — борьбу человека и неумолимой морской стихии. Например, похожая сцена изображена на знаменитом полотне «Девятый вал». Работа хранится в Рыбинском музее-заповеднике
1873 год
И. К. Айвазовский. «Буря на море». 1873 год
Подробно о артефакте
Иван Айвазовский — вероятно, самый известный русский художник-маринист. Он родился в 1817 году в семье разорившегося купца в Феодосии. Юный Айвазовский очень рано начал проявлять способности к искусству. По рекомендации симферопольского учителя рисования Иоганна-Людвига Гросса его за казенный счет приняли в петербургскую Академию художеств, где он начал учиться в 1833 году.

Уже через два года Айвазовский за ученические работы получил малую серебряную медаль. Вскоре его определили в класс модного в то время французского мариниста Филиппа Таннера. Тот запретил художнику писать самостоятельно, однако Айвазовский ослушался и представил несколько своих картин на выставке Академии. Таннер был настолько возмущен, что пожаловался на ученика самому Николаю I, который лично приказал снять все полотна с выставки. Однако уже через полгода он был прощен, а еще через несколько месяцев Академия приняла неслыханное решение: Айвазовского выпустили на два года раньше положенного срока с правом шестилетней пенсионерской поездки в Италию.

Небольшое полотно «Буря на море» 1873 года близко к расхожему представлению об Айвазовском, как о романтике морской стихии. Композицию картины задает напряженный ритм череды несущихся по небу туч. Он перекликается с беспокойным движением прозрачных, будто бы светящихся волн. Ближе к правому краю полотна изображен тонущий корабль. К нему наперекор стихии, перпендикулярно морским волнам, пробивается шлюпка со спасателями.

Эта картина повторяет один из любимых сюжетов Айвазовского — борьбу человека и неумолимой морской стихии. Например, похожая сцена изображена на знаменитом полотне «Девятый вал». Айвазовский был невероятно продуктивным художником — за свою жизнь он написал несколько тысяч полотен и часто воспроизводил и варьировал одни и те же сцены. За это его часто критиковали, а Антон Чехов даже язвительно сравнивал скорость его работы с плодовитостью Александра Дюма. Сам художник объяснял постоянное возвращение к одним и тем же темам желанием исправить мельчайшие недостатки, которые видны и понятны лишь ему одному.
Оформление картины
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850 год
И. К. Айвазовский. Буря на море ночью. 1849 год
И. К. Айвазовский. Гнев морей. 1886 год
И. К. Айвазовский. Кораблекрушение у скал. 1870-е годы
Made on
Tilda