Храм Сретения Господня
Построен в 1868-1873 годах как отдельно стоящий зимний (теплый) храм в Крестовоздвиженском комплексе. Постройка храма в этой части города была задумана ещё в начале XIX столетия и связана с активным ростом Рыбинска.
построен в 1873 году
Храм Сретения Господня, постройки 1873 г. Фото Анастасии Мироновой, 2024 г.
Подробно о артефакте
Храм является частью кресто-воздвиженского храмового комплекса. Строительство Кресто-Воздвиженской церкви началось в 1834 году. В ноябре 1840 года был освящен нижний теплый храм, а через шесть лет — верхний летний храм. Нижний храм был освящен во имя Сретения Господня. В 1868 году по причине недостаточности места (в нижнем храме) началось строительство отдельно стоящего зимнего (теплого) храма во имя Сретения Господня. Сюда были перенесены престолы из нижнего храма Кресто-Воздвиженской церкви. В 30-х годах 20-го века во времена богоборчества Кресто-Воздвиженская церковь и колокольня были разобраны и на их месте построены казармы (сейчас это торговый комплекс «Гостиный двор»). На рубеже 50–60 годов была уничтожена ограда с часовнями и другие постройки. До наших дней сохранились лишь Сретенский храм и дом приюта.
Вид на город с колокольни Крестовоздвиженской церкви (храм и колокольня утрачены). Начало XX века. Википедия. Общественное достояние
Белоснежный храм построен в «византийском стиле». Он является пятикупольным с главами из железа, покрытыми изумрудной краской, на которых возвышаются медные кресты, вызолоченные через огонь.

Внушительный храм имеет 19 окон с двойными рамами и железной решеткой между ними. Также есть подвальное помещение, где были аммосовские печи, нагревающие храм. До наших дней сохранилась железная спиральная лестница, ведущая на чердачный верх и хоры.
Крестовоздвиженский храмовый комплекс до революции
Оформлением внутреннего убранства занимался архитектор А. И. Кракау, применивший в росписи храма традиции северо-итальянской школы. Однако в дальнейшем они были заменены сюжетами, написанными в духе работ В. М. Васнецова.

Автором проекта Сретенского храма является Петербургский архитектор Михаил Арефьевич Щурупов. Это была первая храмовая постройка талантливого зодчего, работы которого можно увидеть в Санкт-Петербурге, Греции и даже Японии. Освящение храма состоялось 16 декабря 1873 года.
Щурупов Михаил Арефьевич, 1815–1901. Русский архитектор, академик Императорской Академии художеств. Автор большого количества церковных зданий.
Главным поприщем деятельности Щурупова Михаила Арефьевича в России была церковная архитектура. Им самим или по его проектам построен ряд храмов, из которых важнейшие — церкви святителя Николая Чудотворца, святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной (не сохранилась), Крестовоздвиженская (Николо-Труниловская) церковь на Большой Посадской улице (не сохранилась) и церковь Смоленской Божьей Матери на Шлиссельбургском шоссе в Санкт-Петербурге, Воскресенский собор в Токио и собор в русском Андреевском ските на Афоне.
Интересные факты и легенды
Быстров Н. Н.
Рыбинский педагог, историк и краевед
В советское время храм был передан стрелковому батальону. Кресты с храма были сняты, а иконы переданы городской тюрьме как лесоматериал для отопления. Длительное время храм использовался под спортивный зал войсковой части, затем как овощехранилище. В мае 1995 года по ходатайству архиепископа Михея городские власти передали храм Русской Православной Церкви. После частичного восстановления началась служба, а осенью 1995 года в храме начала работу воскресная школа. Храм вновь обрел кованную ограду, благоустраивается территория.

Из книги «Быль и легенды Рыбинска»

Сретение Господне —
чему посвящён этот праздник?
Изображение: Менологий Василия II. Сретение. Википедия. Общественное достояние
Сретение Господне является двунадесятым* — одним из двенадцати самых главных христианских праздников. Отмечается 15 февраля.

По ветхозаветному** закону, все родившиеся первенцы (а Иисус Христос был первым мальчиком в семье) должны были пройти обряд посвящения Богу. Для этого на сороковой день после рождения ребенка, семья приходила в Иерусалимский храм и отдавала за ребенка жертву. Так и Святое семейство — Пресвятая Дева Мария с младенцем и муж её Иосиф, пришли в храм на сороковой день после Рождества Христова и принесли жертву — двух горлиц. В храме их встретили старец Симеон и пророчица Анна. Эта встреча, в которой Симеон и Анна узнали в младенце Спасителя и есть «Сретение», что в переводе со старославянского означает «встреча».

В этом празднике есть символизм встречи старозаветных верований (в пророчества о явлении Мессии***) с новозаветными, где Мессия явился миру в образе Иисуса Христа.

Данный праздник в народной традиции является символом встречи зимы и весны. Хозяйки на Сретение готовили блины и круглые пироги, символизирующее солнце и скорый приход тепла.

*двунадесять — со старославянского означает двенадцать;

**ветхий завет — первая часть Священного Писания (Библии);

*** Мессия — помазанник Божий, «духовный лидер», «царь», направленный Богом людям.

Объект на карте