Рыбинский мост — грандиозное сооружение для того времени. Он состоит из нескольких пролётов, два из которых — в виде чайки, обеспечивают судоходство. Мост соединяет берега реки Волги и имеет протяжённость 720 метров.
Заложен в 1940 году, открыт 25 августа 1963 года
Рыбинский мост, март 2014. Фото М. Тарасов
Подробно о событии
Главной причиной постройки стало значительное увеличения населения заречной части города Рыбинска из-за переселения жителей затопляемого города Мологи. В 1938 году строительство Рыбинского моста было предусмотрено сметой Волгостроя. Общая длина моста должна была составлять около семисот метров. Пролет судоходной части – должен был стать рекордным для железобетонных мостов. Ширина проезда с тротуарами была запланирована около восемнадцати метров. Архитектором первого проекта рыбинского моста является Евгений Уланов, брат знаменитой балерины Галины Улановой. Именно он спроектировал арочный мост с пролетными строениями, основными несущими конструкциями которых служат своды. В 1940 году работы по сооружению моста были начаты, была установлена часть бетонных опор моста.
Война в 1941 году остановила строительство. Жителям города по-прежнему приходилось перебираться с одного берега города на другой по воде. Переправа осложнялась немецкими бомбежками, случались катастрофы. Самая крупная катастрофа с участием парохода «Контролер» произошла в марте 1943 года. Переполненный пассажирами пароходик не выдержал, перевернулся и пошел ко дну. Погибло сто семь человек. В те дни в городе не найти было человека, который, рассуждая о причинах трагедии, не вспоминал бы о мосте. Начатые работы вселяли надежду, что по окончании войны его строительство возобновится.
Работы возобновились лишь в 1957 году. Важно сказать, что к стройплощадке были подведены железнодорожные пути, при этом в Рыбинске построили большой военный завод. Что касается поставки всех необходимых материалов, то она осуществлялась по железной дороге Рыбинск-Ярославль. Был построен временный деревянный мост через реку Черемуху. Согласно уже новому проекту, Рыбинск не терял свою главную достопримечательность – Собор, а потерял только лестницу, по которой в 1767 году на берег ступила царственная нога Екатерины II.
25 августа у рыбинского моста день Рождения. В этот день в 1963 году здесь торжественно была разрезана красная лента, и с правого на левый берег Волги проехала первая машина. Город приобрел шестисотметровый автомобильный мост, пара огромных бетонных арок которого так похожа на крылья чайки. В народе мост и был прозван «Рыбинской чайкой».
Первоначальный проект
“
Хочется отметить, что первоначальный проект строительства моста через Волгу предусматривал уничтожение Спасо-Преображенского собора. Рыбинск мог потерять одно из самых красивых сооружений Верхней Волги, символ города и его визитную карточку
Первоначальный проект Рыбинского моста разработанный архитектором Евгением Улановым
Инженерное решение
Почему мост выглядит как «чайка»?
Начало строительства Рыбинского моста в 1940-х годах.
Строительство моста через Волгу, 1962 год
Строительство моста через Волгу, 1962 год
Торжественное открытие моста. 25 августа 1963 года
Главный инженер проекта — Евгений Сергеевич Уланов. Его авторским решением было передвинуть два судоходных пролёта ближе к правому берегу, так, чтобы они подчеркивали вертикаль Спасо-Преображенского собора. Так же на это решение повлияла работа ГЭС — мощный поток ослабевал на повороте и намывал широкие отмели по левому берегу, в то время, как судоходный фарватер сместился к правому. Два пролёта типа «Чайка» обеспечивают бесперебойное судоходство по Волге в обе стороны, что было тогда и остаётся сегодня немаловажным фактором.
Позже был отреставрирован сам собор, чтобы он лучше визуально соотносился с мостом. Маленькие арки отлили и установили в 1961 году. Большие были сборными. 26 января 1962 года одна из недостроенных арок обрушилась, погибло 2 человека.
В рамках сдаточных испытаний прочность конструкции проверяли 150 грузовиков с песком. Мост их успешно выдержал.
Строительство моста через Волгу
Начало строительства Рыбинского моста
Горожане с удовольствием пользуются Рыбинским мостом. На заднем плане видны леса реставрационных работ колокольни Спасо–Преображенского собора, 1989 год
Начало строительства Рыбинского моста в начале 40-х годов
Рыбинский мост в наши дни
Мост зимой, январь 2013 года. Фото М. Тарасов
Под широкими арками моста легко проходят многопалубные туристические теплоходы. Июль 2013 года. Фото М. Тарасов.
Одна из работ на конкурс «950. События. Артефакты. Персоналии»