Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми
Живописный, блистательный «Автопортрет с дочерьми» в стиле реализма художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова написала в 1921 году. Работа хранится в Рыбинском музее-заповеднике
1921 год
Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми. 1921 год. Рыбинский музей-заповедник
Подробно о артефакте
Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в Курской губернии в семье, тесно связанной с искусством. Ее отец Евгений Лансере был знаменитым скульптором, мать Екатерина Лансере в молодости работала художником-графиком, а дед Николай Бенуа прославился как архитектор.

Молодая художница непревзойдённо изобразила на полотне себя, в момент рабочего перерыва, с кисточкой в руках, и двух дочерей – Екатерину и Татьяну. Девочки с радостью подошли к матери, чтобы побыть с ней наедине. Они прижались к близкому человеку, крепко обнимая руками. Хорошо, тепло, прекрасно им всем вместе! Родных людей ведёт по жизни земная любовь! Композиционное решение картины простое и ясное: три поясные фигуры заполняют почти все пространство холста и вписаны в треугольник.

Некоторая фрагментарность композиции — фигуры девочек срезаны краями картины — не противоречит живому чувству, с которым дочери прильнули к матери. Их жесты задают плавный ритмический строй: повторяющиеся движения рук откликаются в формах тел и складках одежды. Это усиливает ощущение духовной наполненности героинь, буквально излучающих любовь к жизни.

Колорит этого автопортрета построен на сочетании холодных и теплых тонов. Звучный синий цвет обобщенно написанных одежд и фона подчеркивает нежность и теплоту персиковой кожи лиц. Они написаны многослойно, с видимой фактурой мазка кисти, что концентрирует внимание зрителя на их проникновенных, одухотворенных выражениях.

Изображенные рядом с матерью девятилетняя Таня и восьмилетняя Катя, как и ее сыновья Саша и Женя, были постоянными моделями Серебряковой. Она непрерывно делала их зарисовки: на двенадцатый день после рождения, когда им исполнялось шесть недель, полгода. Едва дети подрастали, она изображала, как они начинают ползать, ходить — художница постоянно изучала детское тело, мимику, жесты. Некоторые из зарисовок впоследствии становились законченными картинами
Усадьба Нескучное
К черту мне ваши Чайковские, Григоровичи, Эрмитажи, Рембрандты, театры, Нибелунги, катки, вечера, обеды, гости, и Миля и Маша и Еля мне вовсе больше не интересны, и хочу Нескучного, Нескучного…

Зинаида Серебрякова



Первые шаги Серебряковой на поприще живописи связаны с пейзажами — в первую очередь с видами Малороссии, где находилась родительская усадьба Нескучное.

С ранних лет Зинаида помогала крестьянам собирать урожай в поле и в саду, поэтому и рисовать начала природу.

Революция 1917 года застала Серебрякову в родовом имении Нескучное — рухнул спокойный устоявшийся усадебный быт, надежды на выставки за рубежом, каникулы на крымском побережье. Соседние имения разорялись восставшими крестьянами — находиться в Нескучном тоже уже было небезопасно. В 1919 году после переезда в Харьков Серебрякова получила известие, что имение в Нескучном разорено и сожжено. В этом же году у Зинаиды от тифа умер муж.
З. Серебрякова. Дом в Нескучном, 1910 год
Детские портреты Серебряковой
Какие ещё портреты детей писала Зинаида Серебрякова?
В декабре 1920 года художница решила перевезти семью в Петроград, а в 1924 году Серебрякова окончательно осознала, что в новой Советской России у нее нет ни перспектив, ни надежды обеспечить семью. Единственная возможность хоть как-то существовать — писать портреты на заказ, но это случалось редко. Художница решила, что выход один — ехать во Францию и работать там.

В России художница оставила 74-летнюю мать и всех детей: Женю, Сашу, Тату и Катю. Серебрякова рассчитывала уехать на время, но судьба сложилась так, что в эмиграции во Франции художница провела большую половину своей жизни — 43 года. К сожалению, в Париж удалось переправить только Сашу и Катю. Так семья оказалась разделенной, и еще много лет Татьяна и Евгений не видели свою мать.

Меж тем они все, в Париже и в Москве, стали художниками. Вся семья Бенуа-Лансере-Серебряковых была поразительно талантлива. Евгений стал архитектором и реставратором. После войны он участвовал в восстановлении Петергофа. Александр увлекся декоративным искусством и дизайном, оформлял интерьеры, делал панно, росписи.

Татьяна стала театральным художником. Екатерина тоже занималась творчеством, писала пейзажи и натюрморты, основала фонд Зинаиды Серебряковой во Франции. В 1960 году Зинаида Серебрякова увиделась, наконец, с Татьяной. В 1966 году - с Евгением. В том же году в СССР состоялась первая выставка художницы. Пришло признание на родине.
Фотообзор
Беление холста. 1917. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Балетная уборная. Снежинки. 1923. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Автопортрет, 1920-е. Частное собрание
Автопортрет. 1956. Тульский областной художественный музей, Тула