Спасо-Преображенский собор, построенный в 19 веке стал жемчужиной Поволжья. Это величавое сооружение поражает своими размерами, красотой и историей.
1838-1851 годы
Спасо-Преображенский собор в Рыбинске по проекту Авраама Мельникова, постройки 1838–1851 гг. Фото С.Н. Прокудина-Горского, 19 век
Подробно о событии
Первый каменный храм в честь Преображения Господня появился ещё в середине 17 века и именовался Рыбно-слободской.
Чуть позднее, было принято решение о строительстве новой колокольни. Мало кто знает, но колокольня современного собора начала строиться почти на пол века раньше него — в 1796 году по проекту архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова и в 1804 году строительство колокольни было завершено.
Колокольня имеет высоту около 116 метров и является второй по высоте в России после колокольни Петропавловского собора. Она выполнена в традициях раннего классицизма с элементами барокко, а внутри располагаются две лестницы, ведущие на ярус звона. Архитектурная особенность колокольни – размещённые внутри угловых устоев круглые камеры, а столбы украшены в нижнем ярусе рустом и пилястрами, а в верхних - ионическим колоннами. Колокольня увенчана восьмигранной вальмовой крышей и высоким гранёным золочёным шпилем и восьмиконечным крестом. В оформлении колокольни использованы 52 колонны, которые зрительно не только облегчают высокое сооружение, но и создают ощущение стремительного движения вверх.
В 1809 году на четвертом ярусе колокольни были установлены башенные часы с кованым механизмом весом 22 пуда (чуть более 360 кг), которые прослужили городу до 1878 года. Новые часы московской фирмы «Винтер» в 1896 году были установлены в верхней подкупольной палатке, где они продолжают свою работу и по сей день. Колокола на соборной колокольне в XIX веке несколько раз заменялись. Трижды увеличивался вес большого колокола-благовестника, а в 1833 году был заказан колокол, по весу превышавший Ярославский из кафедрального собора. Город рос и развивался в стремительном темпе, поэтому в апреле 1838 года было принято решение разобрать старый Преображенский собор, а на освободившейся площади воздвигнуть новый.
Воплощая его идею в реальность, 8 сентября 1838 года состоялась закладка нового Спасо-Преображенского собора. Правда, при строительстве приходилось вносить некоторые изменения и сокращать расходы. Тем не менее, собор был построен в 1838—1851 гг. на средства рыбинских купцов М. Н. Вязьмина, И. А. Миклютина, Л. П. Кувшинникова, А. Д. Смирнова.
Мельников Авраам Иванович, 1784–1854. Русский архитектор, представитель позднего классицизма, академик и ректор Императорской Академии художеств. Автор проекта Спасо-Преображенского собора в Рыбинске
Основой чертежей будущего собора стал проект, разработанный архитектором А. И. Мельниковым.
После революции 1917 года наступили тёмные времена богоборчества. Храмы закрывались и разрушались. Рыбинск в эти годы потерял множество жемчужин храмового строительства. В 1929 году Спасо-Преображенский собор закрыли, а со звонницы скинули все колокола, кроме одного, отлитого в 18 веке. В том числе был уничтожен большой колокол-благовестник весом 16 тонн, звон которого в хорошую погоду слышно было даже в затопленом ныне водами Рыбинского водохранилища городе Мологе.
Храм собирались сносить, чтобы строить мост, и помешала этому только война. Собор успели лишить глав. В послевоенные годы храму находили разное хозяйственное применение, в конце концов обустроив в нём общежитие. В 1960-х гг. собор восстановили, и в конце тысячелетия в нём работал архив. Собор был полностью передан РПЦ только в 1996 г. В 2000-х гг. была проведена глобальная реставрация, и сегодня собор выполняет свои изначальные функции.
Сейчас Спасо-Преображенский собор — пятиглавый центрально-купольный храм, центральная часть которого увенчана сферическим куполом, основанным на подпружных арках, перекинутых между четырьмя мощными, семиугольными в плане, столбами; угловые части основного объема завершают четыре малых световых барабана, с куполами. Остальные помещения собора, включая трапезную, перекрыты цилиндрическими сводами. План собора имеет вид равноконечного креста, вписанного в квадрат, и представляет собой систему из центрального объема и гармонически связанных с ним прямоугольных объемов алтаря и боковых нефов. Боковые крылья собора заканчиваются шестиколонными фронтонными портиками с широкими маршами лестниц. С запада к центральному нефу примыкает узкая галерея-трапезная, соединяющая храм с колокольней. Собор вмещает до 4 тысяч человек.
Внутреннее убранство
“
Декоративное убранство, характерное для позднего классицизма, хоть и ограничено немногими выразительными деталями, но стены прорезаны двумя рядами окон: внизу арочными, а вверху — круглыми, по всему периметру здания проходит завершающий профилированный карниз. Портики декорированы пилястрами и колоннами коринфского ордера, световые барабаны — коринфскими полуколоннами. Ребристый позолоченный купол в верхней части украшен 16 люкарнами и заканчивается главкой с обходной галереей. Боковые фасады завершены глухими декоративными фронтонами.
Особую красоту и великолепие всему храму придаёт громадный центральный купол. Он являет молящимся как бы «открытое небо», обведенное широким поясом, из позолоченных, лепной работы листьев и гроздьев винограда. «Ниже окон купола, в широком поясе превосходной живописи, отдельными группами изображены праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики и преподобные, и праведники. Выше окон, на железном своде купола, изображены десять чинов ангельских, а еще выше, в самом зените купола, в круглом отверстии его едва объемлется взором изображение самого Бога во Святой Троице славимого». Храм был расписан артелью палехских мастеров во главе с подрядчиком — крестьянином Н. Л. Сафоновым.
Иконостас в Спасо-Преображенском соборе. Слева дореволюционная открытка, справа наши дни. Фото В. Юрасова
Как строили собор?
“
К сожалению, мы не располагаем иллюстрациями строительства Спасо-Преображенского собора в Рыбинске. Зато его постройку можно представить по строительству Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Сейчас невозможно организовать большую строительную площадку без подъёмных кранов и множества машин. Но в то время ручной труд и конская тяга были основой строительных работ. 19 век — век развития каменного (кирпичного) строительства, основой которого стало развитие промышленного производства кирпича. Для отделки наружных и внутренних стен применялись леса, рычажные и блочные подъёмные механизмы.
Строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Сооружение здания и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год
Галерея фотографий
Фото М. Тарасов, 2007
Спасо-Преображенский собор в 19 в.
На переднем плане – теплый (отапливаемый) Никольский собор (не сохранился), на заднем плане (справа) – холодный Спасо-Преображенский собор
Открытка 19 века
Фото М. Тарасов, 2007
Вид на Собор в конце 19 века с Волги
Собор в годы богоборчества
Большой колокол-благовестник весом 16 тонн, сброшенный в декабре 1929 года