В. В. Верещагин. Белая лошадь
Хотя Верещагин известен как один из крупнейших русских баталистов, в собрании Рыбинского музея содержится произведение, которое раскрывает художника с совершенно другой стороны: в египетском этюде «Белая лошадь» 1883 года нет и намека на боевые действия.
1883 год
В. В. Верещагин. Белая лошадь. 1883 год
Подробно о артефакте
Василий Верещагин родился в 1842 году в семье помещика. В девятилетнем возрасте его отправили учиться в кадетский морской корпус. Здесь впервые проявился его талант к живописи, который постепенно раскрывался в рисовальной школе. После окончания кадетского корпуса в 1860 году он, вопреки желанию родителей, вместо морской службы поступил в петербургскую Академию художеств.

Хотя Верещагин известен как один из крупнейших русских баталистов, в собрании Рыбинского музея содержится произведение, которое раскрывает художника с совершенно другой стороны: в египетском этюде «Белая лошадь» 1883 года нет и намека на боевые действия. Как и другие работы Верещагина, эта картина наполнена достоверными историческими деталями: упорно стремясь к объективности, художник объездил чуть ли не весь мир в поисках достоверной натуры.

Композиционным центром этого этюда является изображение белой лошади с желтой гривой и желто-красным хвостом. На лошадь надеты красная уздечка и малиново-красное седло. Справа ее держит под уздцы араб. Он одет в национальные одежды: коричнево-розовые шаровары, просторную белую рубаху и оранжевую чалму. Лошадь и погонщик изображены на фоне каменистой пустыни, которую Верещагин написал с использованием желтых, серых и коричневых цветов, в некоторых местах добавив зеленые оттенки.

В классической живописи одной из самых сложных технических задач является получение чистого белого цвета из других красок.

Верещагин виртуозно справился с этой проблемой: он не стал пользоваться простой белой краской, но при этом достиг глубокого, незамутненного цвета лошади. В целом, в этом этюде художник использовал насыщенные, звонкие цвета, за которыми не потерялись безукоризненно точные анатомические подробности.

Верещагин жил и умер как настоящий солдат. Он погиб в морском сражении в 1904 году во время русско-японской войны на броненосце «Петропавловск». Его наследие исчисляется огромным количеством полотен, посвящённой разнообразной тематике. Прежде всего, Верещагин — борец за мир, ярый противник всех войн. О нём написал стихотворение А. Каган

Война во всём её кровавом виде
Страшна и неприглядна для людей.
И не понять политикам всевластным,
Страдание и горе матерей.

Лишь Верещагин, позабыв о славе,
Признании и милости властей,
Писал, что видел, чтобы перед нами
Война предстала горем матерей.
Интересные факты и легенды
Быстров Н. Н.
Рыбинский педагог, историк и краевед
Детство и юность братьев Николая и Василия Верещагиных прошло на правом берегу Шексны в имении Петровка в небольшом барском доме с видом на громадные заливные луга. Учёные считали их уникальными, только цветущих трав насчитывалось более 120. Каждую весну талые воды оставляли на лугах тонны плодородного ила, что делало сенокосы ежегодно только тучнее. Николай понял, что экономическое благосостояние крестьян возможно только через молочное животноводство. Он организовал на артельных началах несколько сыроваренных и маслодельных заводов. Изобрёл особый способ изготовления масла «парижского», сегодня «вологодское», от коров, пасущихся на пойменных лугах рек.

Василий – младший брат – всемирно известный художник- баталист, вслед за русскими войсками прошёл Балканский полуостров и Туркестан, в 62 года отправился на русско-японскую войну и подорвавшись на мине на броненосце «Петропавловск» пошёл ко дну вместе с командующим и всем экипажем. За свою жизнь он объездил полсвета: все европейские страны, Америку, Индию, Филиппины, Ближний Восток. Картины В. Верещагина имеются во всех ведущих музеях мира. Популярность его произведений была огромной. Однажды во время выставки от веса толпы зрителей не выдержали перекрытия и его картину «Апофеоз войны» пришлось переносить со второго этажа на первый.

Из книги «Быль и легенды Рыбинска часть II»

Оформление картины
В. В. Верещагин за работой
Фотопортрет В. В. Верещагина
Василий Верещагин 1877-1878 годы
Побеждённые. Панихида. 1878–1879 годы
Апофеоз войны.1871 год
Нападают врасплох. 1871
Made on
Tilda