“
Скульптор проекта Сергей Дмитриевич Шапошников создал десятки эскизов, прежде чем выстрадал нужный образ. Он предложил поставить скульптуру в самом начале дамбы, которая на целый километр выдвинулась в водохранилище. Возвышаясь над водой, свободная от тесных объятий шлюзов «Мать-Волга» зрительно объединяла в единое целое все сооружения гидроузла. Идея скульптора была одобрена, и он приступил к реализации замысла.
Двухметровую модель статуи распилили на фрагменты толщиной в пять сантиметров. На фанере были вычерчены контуры каждого фрагмента с пятикратным увеличением. На дамбе, на месте будущего памятника, была сооружена башня, в которую заключили до поры до времени и статую, и высокий пьедестал для неё.
Сооружался памятник так. Фанерные листы складывали в обратном порядке, фиксируя деревянными брусками, благодаря которым между фрагментами получались зазоры в 25 сантиметров. Словно игрушку — конструктор таким образом собрали 11-метровую деревянную статую. Ее обмазали гипсом, потом на гипсовую скульптуру надели гипсовый же кожух. Через постамент из огромной формы выбрали все дерево и гипс статуи. В образовавшейся пустоте был сварен армированный «скелет». Наступила напряженная пора изготовления железобетонного тела «Матери-Волги». Только на изготовление простёртой вперёд руки понадобилось шестнадцать тонн бетона. Сергей Дмитриевич, пренебрегая уютом, жил тут же, на дамбе, в небольшом домике, и контролировал возведение монумента.